Дмитрий Устинов. Главу немецкой «оборонки» на Западе до сих пор считают гением, но русскому парню из Самары он проиграл вчистую
1937 год. Ряды управленцев в оборонной промышленности СССР значительно поредели. Молодым талантливым специалистам, лишенных политических амбиций, открывалась дорога наверх.
Одним из таких был Дмитрий Устинов. В 37-м его назначили заместителем главного конструктора Ленинградского государственного завода № 174 имени К. Е. Ворошилова. Это было предприятие, выпускавшее танки. Не справлявшихся со своими обязанностями ждала незавидная участь.
Устинов справился. Был награжден орденом Ленина и замечен самим вождём. Уж лучше бы и не заметили. За две недели до войны Дмитрий Устинов был назначен на пост наркома вооружения СССР. «Расстрельная», я вам скажу, должность в те времена.
Авторитет Дмитрия Фёдоровича был столь высок, что когда холодным декабрьским вечером 1984 года телевизионная сетка вещания внезапно изменилась, все подумали, что представился очередной тяжелобольной Генеральный секретарь Константин Черненко.
Утром 21 декабря стало известно – скончался 76-летний министр обороны Дмитрий Устинов. Он был один из немногих членов Политбюро, которые были активны и работоспособны. В официальном заключении было написано, что Дмитрий Фёдорович скончался от скоротечной тяжёлой пневмонии.
Уже в наше время многие обвиняют Устинова в покровительстве молодого члена Политбюро Михаила Горбачёва. Но ему скорее всего и в страшном сне не предвиделось, что его детище – передовая оборонная промышленность СССР, будет брошена его выдвиженцем в топку в угоду западным «друзьям».
Но если бы не Устинов, при котором были созданы виды вооружений, опережающие своё время, то страна не могла бы сохранить обороноспособность в 90-е годы и в начале 2000-х.
Из когорты «зелёных» специалистов
Самый сталинский нарком, как Устинова позднее называли, родился в 1908 году на Волге в Самаре. В 10 лет пошёл на завод к отцу, который был рабочим на заводе. В 1922—1923 гг. успел послужить в Красной Армии, в которую записался добровольцем.
Демобилизовавшись в 23-м, Устинов поступил в костромскую профтехшколу, которую окончил в 1927 году. Проработав два года на заводе, Устинов опять идет учиться. На этот раз в Иваново-Вознесенский институт на инженерно-механический факультет.
Окончить институт ему не дали. Талантливого студента заметили и перевели доучиваться в Ленинград в Военно-механический институт. Кто тогда мог предположить, что через несколько десятилетий это высшее заведение будет носить его имя (БГТУ «Военмех» им. Д. Ф. Устинова).
После окончания института Устинов сразу становится начальником бюро эксплуатации и опытных работ в Ленинградском артиллерийском научно-исследовательском морском институте. Затем завод «Большевик», который выпускал танки. В июне 41-го он уже занял кресло наркома.
Дуэль с немецкой военной промышленностью
Предшественника Устинова на посту наркома вооружения Бориса Ванникова увели прямо из кабинета. Дмитрий Фёдорович заступился за коллегу. Ванникова освободили и назначили заместителем к новому наркому. Дмитрий Устинов как в воду глядел. Организаторские способности Ванникова потом сослужили большую пользу при создании советской атомной бомбы.
На Устинова взвалили непосильную ношу. В ситуации, когда две трети оборонных предприятий были эвакуированы на восток страны, а на оборонную промышленность рейха работала вся Европа, он сделал просто немыслимое.
Заводы начали выпускать военную продукцию под открытым небом. Все отлично понимали – кто выиграет в производстве техники, тот выиграет войну. И не просто техники, а самой передовой, которая смогла бы перемолоть немецкую военную машину.
Устинов прекрасно знал все проблемные места производства, лично был знаком не только с директорами заводов, но и со всеми начальников цехов, лучшими рабочими и инженерами.
Из ворот только выезжали новые типы танков, а в конструкторских бюро уже заканчивали проект более усовершенствованной машины. И так со всеми видами вооружения. В 1945 году, когда советские войска входили в Берлин, армия имела самое современное вооружение в мире.
35-летний самарский паренёк вчистую переиграл гения немецкой «оборонки» Альберта Шпеера, перед чьим талантом и организаторскими способностями склоняли головы многие известные личности. Очень трудно представить – как ему это удалось.
Сегодня можно двояко оценивать деятельность Дмитрия Фёдоровича Устинова. И непомерные траты бюджета на военные нужды, когда страна остро нуждалась в обыкновенных предметах повседневной необходимости. И инициатива ввода советских войск в Афганистан.
Но в том, что Устинов стал «отцом» ВПК СССР, могущество которого было в то время неоспоримым, никто не спорит. А его заслуга в победе советского народа в Великой Отечественной войне ничуть не меньше, чем заслуга того или иного прославленного полководца.